GordenGarden
Israel FAQ  FAQ  <b>Register | Регистрация | הרשם</b>  Register | Регистрация | הרשם 
Translate
     
     
VIP code Profile  Profile  Log in  Log in 
Memberlist  Memberlist  Log in to check your PM  Log in to check your PM  Search  Search: Forum, Google, CalFlora, ASGAP 

Версаль, Андре Ленотр

 
Post new topic   Reply to topic     Forum Index -> Европа
View previous topic :: View next topic  
Author Message
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:26 pm    Post subject: Версаль, Андре Ленотр Reply with quote

http://www.netpulse.ru/news/versal/01.htm
На страничке много фотографий



Quote:
Если забить в любую поисковую систему слово Версаль, то «найдется все»: от отечественного дивана, который назван этим гордым именем до гостиничного комплекса в Виннице. Но о самом Версале ни слова. Дворец Версаль (Chateaux Versailles) когда-то был глухой деревенькой, буквально рядом с Парижем. Собственно Людовик XIII, отец Людовика XIV - короля-солнца, любил охоту (впрочем, сын его тоже ее любил). А в лесах, окружавших деревню, водилось много дичи, поэтому охота там была чудесной. Людовик-папа построил в Версале небольшой охотничий павильон. Сын дело отца поставил на широкую ногу. Людовику XIV порядком поднадоел Лувр и мелковатый Тюильри. Душа требовала размаха. В 1670 году в Версале был построен дворец классического стиля, вокруг был разбит роскошный парк.


Собственно, нас интересует именно парк. Надо сказать, что и сегодня этот парк производит сногсшибательное впечатление на посетителей. Парк занимает площадь в 100 га. Его автор - талантливый ландшафтный архитектор и дизайнер (так звучит в современной интерпретации эта профессия) Анри Ленотром. С 1668 по 1689 годы он вычертил четкую симметрию аллей и низкие партерные газоны и цветники вокруг дворца. Четкие линии подстриженных деревьев и кустарников «создавали образ абсолютной гармонии, величия, неизменности порядка». Строгая архитектоника парка не утомляет своей монотонностью, скорее напротив, то тут то там разбросаны цветники, боскеты, скульптурные группы, фонтаны, каскады. Огромное зеленое пространство парка разделено Большим каналом, который тянется почти на 2 км и пересекается в центре Малым каналом.


Анри Ленотр создал так называемый регулярный (в том смысле, что геометрически правильный) «французский» сад. Это новый тип садов. Он как шкатулка с секретом или секретер с двойным дном - у него тоже есть свой секрет. Версальский парк был придуман так хитро и расчерчен по линейке, что с определенных точек посетители могли наблюдать «ясную линейную перспективу». Регулярный «французский» парк» стал образцом для повторения в знаменитых императорских резиденциях России и Германии - в Петергофе и Сан-Сусси.


Возможно, попасть в Версаль весной кому-то покажется более интересной затеей, но представьте себе прохладный денек поздней осенью, вы находитесь в одном из многочисленных уголков этого огромного произведения. Посетителей в это время года не очень много. Вы выдыхаете незаметные облачка пара и стараетесь проникнуться тем, как много сил, творчества и любви вложено в каждый сантиметр территории, отведенной для этого шедевра. Кажется что чистый и прохладный, насыщенный нежным запахом хвои воздух пробирается в мозг. Все эти природные ингредиенты и тяжесть истории заставляет действительно восхищаться тем, что смогли сотворить, уберечь и ухаживать год за годом. Что касается топиарного искусства, в Версале это на каждом шагу. Безусловно, больше всего поражают вековые липы, отстриженные вдоль и поперек без изъяна.


Last edited by EllenGorden on Thu Jun 23, 2005 6:35 pm; edited 1 time in total
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:29 pm    Post subject: Reply with quote

Фотографии, Версаль
http://www.netpulse.ru/news/versal/02.htm
http://www.netpulse.ru/news/versal/03.htm



Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:38 pm    Post subject: Reply with quote

http://www.sadovnik.net/index2.php?menuid=&menuitemid=4&way=1&articleid=14

Quote:
12 марта 1613 года родился выдающийся человек, украсивший мир новыми неповторимыми шедеврами, где роль перспективы, могущество человека и великолепие Франции средних веков воспеваются в величественных шедеврах ландшафтной архитектуры, выспренних изысках паркового искусства барокко и великолепии ухоженной природы, не униженной изящной прилизанностью, а поражающей строгостью форм, сохраняющих, тем не менее, внутреннюю силу и мощь. Садово-парковое искусство было частью творческого поиска образованных и обладающих властью людей еще в древности. Особенности влияния формы, стиля, логика расположения деталей, тонкая игра с перспективой, все эти приемы использовались с античных времен в приемах регулярного стиля в парковых ансамблях различных властителей во всех частях света. Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места. Так построены резиденции правителей, храмовые комплексы, другие общественные учреждения – математическая логика и точность, как символ организации общества.

Периоды творческого поиска естественной природы, так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре как правило характеризует наступление разрушительного Хаоса, где поиск истины не прямолинеен и сентиментальный романтизм ведет к революционным брожениям идей. Периоды же расцвета государства любой эпохи и любой политической формации обозначены появлением блестящих архитектурных и парковых ансамблей, восхищение великолепием которых не проходит веками, пока люди могут наблюдать их, меняется лишь форма и математическая модель регулярности. В современном же мире эта регулярность скрывается за изящными новыми приемами использования законов гармонии, заимствованными в интуитивно давно известному человеку бионическом подходе к инженерии сооружений и архитектуре.

Среди произведений, повлиявших на архитектуру большинства садово-парковых комплексов, особое место занимают творения французского садового мастера, происходившего из семьи старейших королевских садовников, получившего разностороннее образование, автора самого известного в мире дворцового парка, резиденции французских королей - Версаля. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он принимал участие в устройстве садов при дворце Тюильри, что зафиксировано в документах датируемых 1572 года, вместе с сыном Жаном обустраивал резиденции французских королей. Жан Ленотр проектировал и строил партеры, склеп, бассейны и другие объекты вокруг городской резиденции французских королей. Однако именно их сын и внук Андре Ленотр спустя немного лет станет самый именитым в известной династии парижских садоводов, самым известным и прославленным ландшафтным архитектором Франции и Европы. Его имя станет в ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами не только этой эпохи блеска барокко, но и войдет в мировую историю искусств.

С самого раннего детства Андре был погружен в атмосферу искусства, в котором мастерство и знания садовника совмещались с глубоким пониманием объемности пространства и формы, всего того, что связано с созданием архитектурных ансамблей. Поэтому не удивительно, что именно он создал шедевры садово-парковой архитектуры, которые стали носить название французского стиля и послужили основой создания большинства лучших парковых ансамблей Европы, где внутренняя энергия ухоженной природы, сдерживается твердой рукой садовника. Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность. Интерес к использованию видовых перспектив как в садовом, так и в градостроительном аспекте стал визитной карточкой произведений мастера. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г.). Развивая новую концепцию садов прилегающих к Лувру, он проявил характерное стремление к открытым, далеко протяженным видам, что позволяет нам наблюдать блестящее продолжение центральной оси композиции - проспект Елисейских полей, дополненный современными архитекторами захватывающей архитектурой новых кварталов Де Франс?. Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г.). Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями). В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. Это было бы невозможным если бы совместная работа и творческие контакты одаренных людей разных профессий объединенных желанием решать разнообразные задачи.

Свободное перетекание идей из одной сферы творчества в другую весьма способствовало сочетанию художественного, научного и технического начала, на котором основывается ландшафтная архитектура. Однако самым великим творением Ленотра стало создание (в 1661–1668) ансамбля Версаля и Трианонов. Скучный заболоченный ландшафт рукой мастера превращен здесь в произведение искусства, захватывающее своей грандиозностью и несмотря на всецелую подчиненность строгим и рациональным законам, сохраняющую невообразимое разнообразие. Поражают сами масштабы ансамбля. Так называемый Малый парк, примкнувший к дворцу с запада, охватывает территорию около 1740 га. Продолжающий его далее на запад Большой парк, имеющий скорее характер лесопарка с широкими аллеями, занимает 6600 га. Протяженность дворца с севера на юг 500 м, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1600 м при ширине 50 м. Количество гостей приглашенных на праздники здесь достигало фантастической цифры - 200 тысяч. Творческая работоспособность Ленотра поражает. Одновременно с работой в Версале он трудился над созданием и перепланировкой других королевских резиденций парков в Шантильи (1663-1683), Ссо (1670-1677), Матиньоне (1676), Дампьер (1675) и нескольких других. Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Можно вспомнить об итальянских садах в стиле барокко (виллы Д'Эсте, Ланте, Капрарола), так и в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка.

Однако в Версале, где ландшафтная составляющая не просто дополняет здание дворца, а выступает с ним как бы на равных, впервые сформирован столь грандиозный целостный и пространственно связанный ансамбль. Теперь стало возможным заявить о появлении качественно нового подхода к планированию территорий, появлении методов использования немыслимых ранее масштабов, протяженностью уже не в десятки и сотни, а в тысячи метров. Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. Известные английские мастера, создавшие регулярные парки в Хемптон Корте, Гринвиче и других местах - Г. Уайз, Д. Роз, считали себя его учениками. В Германии, М. Шарбонье в 1666 г. запроектировал обширный парк во французском стиле -Геррегаузен. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга - работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Очевидна связь с некоторыми чертами Версаля и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом.

Андре Ленотр – самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Сент Мишель. Ему первому из придворных было дано официальное разрешение не покидать своего портшеза во время деловых встреч с Людовиком XIV. Он жил в отдельном строении с собственным садом, расположенным непосредственно у северо-восточного фасада дворца Тюильри, хотя имел собственный дом в Версале. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с достоинством и радушным участием относился к начинающим мастерам. “Я думал лишь о чести и славе Франции" – гордые слова мастера, которые можно счесть девизом его жизни.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:44 pm    Post subject: Reply with quote

http://www.podrobnosti.ua/person/2004/03/12/107335.html
Quote:
Андре Ленотр - самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Святого Михаила. Ему первому из придворных было дано официальное разрешение не покидать своего портшеза (кареты-носилок) во время деловых встреч с Людовиком XIV. Он имел собственный дом в Версале, но жил в отдельном строении с садом, расположенном непосредственно у северо-восточного фасада дворца Тюильри. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет.

Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с радушием и участием относился к начинающим мастерам. "Я думал лишь о чести и славе Франции", - эти гордые слова мастера можно считать девизом его жизни.

Династия садовников

Родился Ленотр 12 марта 1613 года в Париже. Его дед Пьер был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он принимал участие в устройстве садов при дворце Тюильри, вместе с сыном Жаном обустраивал усадьбы французских королей. Андре учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ, занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637 году) передавшего ему свою должность. Интерес к использованию видовых перспектив как в садовом искусстве, так и в градостроительстве стал визитной карточкой мастера. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 год).

Триумф архитектора

Настоящим триумфом Ленотра стал созданный всего за четыре года парк близ нового дворца королевского министра Фуко в Во-ле-Виконт близ Мелёна. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства перешел от камерности итальянских вилл к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат). В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. В 1660-е годы им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие.

Версаль - замок для "Короля-Солнце"

Однако самым великим творением Ленотра стал ансамбль Версаля и Трианонов (1661-1668 годы). Скучный, заболоченный ландшафт рукой мастера превращен здесь в произведение искусства, захватывающее своей грандиозностью и разнообразием. Поражают сами масштабы ансамбля. Так называемый Малый парк, примкнувший к дворцу с запада, охватывает территорию около 1740 га. Продолжающий его далее на запад Большой парк (скорее даже лесопарк с широкими аллеями) занимает 6600 га. Протяженность дворца с севера на юг 500 метров, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1600 метров при ширине 50 метров. Количество гостей на праздниках здесь достигало фантастической цифры - 200 тысяч.

Уже само создание его на болоте отражает всю философию "французского" парка, как творения человеческих рук, противопоставленного природе. Для создания ровной площади сюда свозили не только строительные материалы, но и грунт, деревья кусты. Огромного труда стоило возвести здесь 14 тысяч фонтанов.

Ансамбль Версаля раскрывается по ходу солнца, с востока на запад (ведь он создавался для "Короля-солнца"). Началом его служит площадь Армии - самая большая в Европе. К ней лучами сходятся три дороги из Парижа. Площадь постепенно уменьшается и переходит в Передний двор, отделенный от нее небольшой золоченой решеткой с воротами. Двор приводит к Почетному двору, визуально отделенному от Почетного двора конной статуей Людовика XIV (такой внутренний двор, ограниченный выступающими флигелями носит название курдонера). Мощеные брусчаткой дворы постепенно повышают уровень площадей к центральному объему дворца, резко выдвинутую в парк. Именно отсюда, из анфилады личных королевских комнат второго этажа, открывается величественное зрелище огромного парка, резко контрастирующего с парадными площадями. Особенно величественно выглядит это зрелище на закате солнца, когда огромный огненный шар опускается за парком в самом конце Большого канала.

Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Не говоря уже об итальянских садах в стиле барокко (виллы Д'Эсте, Ланте, Капрарола), в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII вв. (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Однако в Версале, где ландшафтная составляющая не просто дополняет здание дворца, а выступает с ним как бы на равных, впервые сформирован столь грандиозный, целостный и пространственно связанный ансамбль. Появился качественно новый подход к планированию территорий, к использованию немыслимых ранее пространств - протяженностью уже не в десятки и сотни, а в тысячи метров.

Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. Известные английские мастера, создавшие регулярные парки в Хемптон Корте, Гринвиче и других местах, - Г. Уайз, Д. Роз - считали себя его учениками. В Германии Шарбонье в 1666 году спроектировал обширный парк во французском стиле - Геррегаузен. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга - работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Очевидна связь с Версалем и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом.

Садово-парковое искусство

Садово-парковое искусство было частью творческого поиска образованных и обладающих властью людей еще в древности. Особенности влияния формы, логика расположения деталей, тонкая игра с перспективой - все эти приемы использовались в парковых ансамблях во всех частях света.

Чаще всего основным инструментом являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с элементами природы. Важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, которые придают своеобразный ритм пейзажу и готовят зрителя к восприятию главного. Так построены резиденции правителей, храмовые комплексы, другие общественные учреждения - математическая логика и точность в их создании становились символом организации общества.

Периоды творческого поиска естественной природы - так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре - как правило, свойственны эпохам наступления разрушительного Хаоса, революционного брожения идей. Периоды же расцвета государства любой эпохи и любой политической формации означены появлением регулярных архитектурных и парковых ансамблей. В современном мире эта регулярность скрывается за новым приемом использования законов гармонии - бионическим подходом к инженерии и архитектуре.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:47 pm    Post subject: Reply with quote

http://schools.techno.ru/sch1529/mxk/landsh/landsh5.htm
Quote:
“Французский” регулярный парк

Барокко в ландшафтной архитектуре проявило себя большими, подчеркнуто симметричными композициями, противопоставленными мягкости и свободе живой природы. Самое яркое выражение барочное садово-парковое искусство получило во Франции. Потому регулярную композицию и называют “французским” парком. А пейзажную композицию, достигшую своего расцвета в эпоху классицизма в Англии, принято называть “английским” парком.

С одной стороны, “французский” парк унаследовал от средневековья внимание к мельчайшим деталям, а с другой, короли Франции старались сравниться в величии и размахе дворцов и парков с папским Римом. Кроме того, “французские” парки создавались в иных, равнинных условиях, где создать множество террас практически невозможно. Поэтому для “французских” парков более характерны плоскости воды во рвах вокруг замков и в специальных зеркальных бассейнах, заменивших “живую” воду итальянских вилл. Развивались во Франции и свои национальные традиции цветоводства. Здесь специально, подчас очень прихотливо, подстригались кустарники и вьющиеся растения. Из них создавались боскеты, трельяжи, геометрические фигуры.

Среди ландшафтных архитекторов выделялась семья Ленотров. Особо знаменит был Андре Ленотр - создатель ансамблей Версаля, Во-ле-Виконт, Тюильри, Марли и других. Строителями парков были в то время богатейшие люди Франции. Общими элементами “французских” парков были следующие. Стержнем всего ансамбля, широко раскинувшегося по равнине, была центральная аллея. Центральную треть этой оси занимает центр композиции - замок и регулярные сады. Остальную территорию занимает свободный лесопарк. Завершают центральную аллею две полукруглые площади, к которым лучами сходятся аллеи лесопарка. Главную аллею парка под прямым углом пересекает большой канал, который дополняет ров вокруг замка (напоминание о средневековых рвах) и декоративные бассейны.

Первым творением Ленотра стал замок Во-ле-Виконт. Успех его был настолько триумфальным, что на мастера посыпались заказы. А в 1661 году Людовик XIV заказал ему проектирование грандиозного дворца и парка в Версале - маленьком городке близ Парижа. Вскоре на месте небольшого сада Людовика III возник гигантский дворцово-парковый ансамбль, занявший более 10 км2. Уже само создание его на болоте отражает всю философию “французского” парка, как творения человеческих рук, противопоставленного природе. Для создания ровной площади сюда свозили не только строительные материалы, но и грунт, деревья кусты. Огромного труда стоило возвести здесь 14 тысяч фонтанов. Авторитет Ленотра был при этом столь высок, что ему одному дозволялось говорить с королем, не выходя из портшеза (кареты-носилок).

Ансамбль Версаля раскрывается по ходу солнца, с востока на запад (ведь он создавался для “Короля-солнца”). Началом его служит площадь Армии - самая большая в Европе. К ней лучами сходятся три дороги из Парижа. Площадь постепенно уменьшается и переходит в Передний двор, отделенный от нее небольшой золоченой решеткой с воротами. Двор приводит к Почетному двору, визуально отделенному от Почетного двора конной статуей Людовика XIV (такой внутренний двор, ограниченный выступающими флигелями носит название курдонера). Мощеные брусчаткой дворы постепенно повышают уровень площадей к центральному объему дворца, резко выдвинутую в парк. Именно отсюда, из анфилады личных королевских комнат второго этажа, открывается величественное зрелище огромного парка, резко контрастирующего с парадными площадями. Особенно величественно выглядит это зрелище на закате солнца, когда огромный огненный шар опускается за парком в самом конце Большого канала.


Ленотр буквально жил Версалем. Он создавал его в течение сорока лет, все время что-то достраивая и дополняя. По своей масштабности явление Версаля уже принадлежит не столько к садовому или парковому искусству, сколько к ландшафтному. Потому значение Версаля сказалось не только в садово-парковой архитектуре. Он оказал значительное влияние на развитие градостроительства в XVII-XVIII веках. Тем более что самим Ленотром было осуществлено строительство площади Елисейских полей с парком Тюильри в Париже.

Самым же интересным градостроительным сооружением, возникшим под непосредственным влиянием французских регулярных идей, стал Петербург. Он был заложен всего три года спустя после смерти Ленотра. И трехлучевая композиция Версаля послужила моделью к созданию трех проспектов в Петербурге. Такого города, который бы не был огорожен по периметру фортификационными сооружениями, не было нигде в мире. Подобный ему появится лишь столетие спустя (Вашингтон).
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:49 pm    Post subject: Reply with quote

http://build.rin.ru/cgi-bin/arch/arch_sub_sel.pl?id=192&id_razd=8&id_elem=31&page=
Quote:
Версаль
1
ВерсальВ 1655-1661 годы Н. Фуке, крупнейший финансист абсолютистской Франции, по проекту архитектора Луи ле Во перестроил свой загородный замок. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец (по тем временам довольно скромный), а общий принцип создания загородной резиденции. Вся она была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром.

Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа - на природе, вне стен тесного, переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV, что он никак не мог смириться с мыслью, что они - не его собственность. Французский король немедленно заточил Фуке в тюрьму, а архитекторам Луи ле Во и Андре Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля является величайшим памятником архитектуры XVII века, оказавшим сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Версаль вообще стал как бы "идеальным городом", о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV, "короля-солнца", и искусством его архитекторов и садовников оказался осуществленным наяву, причем в непосредственной близости от Парижа.

ВерсальНачинался Версаль с парка, именно здесь велись первые работы. И стоило только начаться этим работам, как они сразу же стали приобретать все больший размах и шли, не прекращаясь, десятилетиями.

Королевский архитектор А. Ленотр приступил к распланировке отведенной под парк грандиозной площади, когда молодой Людовик XIV был еще вполне доволен маленьким охотничьим домиком своего отца. По повелению короля его только немного подновили, благоустроили и украсили. Когда же полностью выкристаллизовалась мысль о расширении старого охотничьего домика и пристройке к нему корпусов, архитектор Л. Лево и паркостроитель А. Ленотр разработали новый проект, учитывая в нем и свои собственные планы.

Одна из основных идей замысла состояла в том, чтобы охватить единым взглядом все необъятное пространство, поэтому и многие зрелищные эффекты в Версале по-настоящему раскрываются только с высокой точки обозрения. Благодаря открытой планировке парк Версаля прекрасно обозрим, так как на всей его территории резких изменений в уровне почвы нет, поскольку ее заранее выровняли.

Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию почвы и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался для будущих знаменитых фонтанов и каскадов.

ВерсальПеред фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывали к себе взгляды, привлекая своей холодной красотой, когда в их зеркальной глади отражалось небо, лучи заходящего солнца и сам дворец. Борта бассейна по скошенным углам были украшены скульптурами, символизирующими водную стихию французского королевства.

В 1683 году в Версале побывала группа армянских купцов, которые оставили восторженное описание своего путешествия.

На первой террасе было пять бассейнов полных водой, и в бассейнах плавали разнообразные искусственные цветы из золоченой меди... На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. И вокруг бассейнов лягушки, обезьяны и всякого рода животные, которые выдували воду.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:50 pm    Post subject: Reply with quote

http://build.rin.ru/cgi-bin/arch/arch_sub_sel.pl?id=192&id_razd=8&id_elem=31&page=2
Quote:
2
Ниже этого был другой круглый бассейн, вокруг которого представлены четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.

Сколько ни имеется на свете морских и воздушных, горных и равнинных, сколько вообще ни имеется Божьих созданий: различных птиц, животных, зверей, пресмыкающихся гадов - все это сделано, и у всех изо рта бьет вода.

И ниже этого было длинное озеро, на котором было 17 больших и малых судов, украшенных золотом, - и с пушками и без пушек.

Рассказывают, что однажды дофин, по случаю рождения сына, в эти бассейны и фонтаны вместо воды везде налил вино. Даже и в тот большой бассейн, где плавали 17 судов.

И известил он всю страну, и все пришли: большие и малые, мужчины и женщины, старые и молодые. И все они семь дней ели и пили. Всех жителей почтил дофин, и много они выпили, а все равно много еще вина осталось на месте.

За бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя "античными" вазами, находится круглый бассейн с "фонтаном Латоны".

Нимфа Латона была возлюбленной Зевса и вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры. Гонимая посланным Герой драконом, она скиталась по всему свету, пока наконец не укрылась на острове Делос, носившемся в то время по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на остров, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров.

Вокруг Делоса шумело море. Уныло поднимались на острове обнаженные скалы, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком.

Изнемогая от усталости и жажды, нимфа попросила воды у работавших на острове людей, но те отказали ей. И тогда, разгневавшись, Латона превратила их всех в лягушек.

На этом острове родились златокудрый бог Аполлон и его сестра Артемида, и всюду сразу же разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море.

Вот на сюжет этого древнегреческого мифа и была создана большая скульптурная группа из свинца, местами позолоченного. Борта бассейна идут концентрическими кругами, поднимаясь вверх пирамидой. На них сидят лягушки и еще какие-то странные существа: вроде бы люди, но при этом с лягушачьими головами - как будто страшное превращение человека в пресмыкающееся происходит прямо на наших глазах. Бесчисленные струи воды, изливаясь из этих существ, скрывают собой Латону.

Жак Лафонтен в своей повести "Любовь Психеи и Купидона" так описывает этот фонтан.

Внизу Латоны сын с божественной сестройИ мать их гневная волшебною струейДождят на злых людей, чтоб сделать их зверями.

Вот пальцы одного уж стали плавниками,И на него глядит другой, но сам уже не рад,Затем что уже наполовину гад.

О нем скорбит жена, лягушка с женским телом......

От "фонтана Латоны" к широкому зеленому газону, обрамленному купами вековых деревьев, ведет центральная аллея. В глубине газона располагается, как ответное эхо "фонтану Латоны", знаменитый бассейн с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. "Фонтан Аполлона" создавался скульптором Тюби по эскизам Ш. Лебрена на месте старого бассейна, но уже вскоре заиграл, засверкал своими водяными струями. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии - эмблему французских королей.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:51 pm    Post subject: Reply with quote

http://build.rin.ru/cgi-bin/arch/arch_sub_sel.pl?id=192&id_razd=8&id_elem=31&page=3
Quote:
3
"Фонтан Аполлона" представляет собой вырывающуюся из воды и летящую навстречу восходящему солнцу колесницу, в которую впряжена четверка вздыбленных коней. И прячутся от них в раковины морские тритоны, выпускающие из водной глубины солнечные лучи.

И... видим мы, как Феба колесницаИз хлябей в небеса готова устремиться.

Мирьяды светлых струй - его лучей пожар,И брызги мелкие кругом встают, как пар,Как легкий белый дым...

А кони Фебовы едва из сонной влагиНа волю вырвались - уже полны отвагиИ удила грызут, и с буйной гривы ихЛетит мельчайший дождь росинок золотых....

Вся скульптурная композиция "фонтана Аполлона" представляет апофеоз античного бога, но для Версаля это был, несомненно, апофеоз Людовика XIV.

Заключительным аккордом спланированного А. Ленотром парка стал тянущийся более чем на полтора километра (1520 метров) Большой канал с двумя рукавами, раскинутыми в стороны на самом горизонте. Необозримые водные пространства канала не просто сливаются с горизонтом, они как будто увлекают далеко за пределы парка - туда, где начинаются сказочные голубые дали. Летними вечерами солнечный диск, отражаясь в зеркале воды, медленно погружается в Большой канал, окрашивая его воды горячим закатным сиянием.

И это все: канал и круглый водоем,Террасы, пышность клумб, фонтанов блеск и гром, -Все здесь под стать дворцу, все в цельности согласной....

Большой канал был не только величественным украшением версальского парка: он стал совершенно необходимым сооружением и с практической стороны, так как очищал всю местность, вбирая в себя воды болотистой долины.

В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих рук, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы. С южной стороны вид парка замыкало Швейцарское озеро, как раз и вырытое солдатами швейцарской гвардии. Они вырыли на месте старых болот целую систему прудов, которые предназначались не только для забав и ловли рыбы, но являлись и системой ирригационных устройств, осушавших южные подступы к дворцу.

К северу от версальского дворца расположился Северный партер, обрамленный тисовыми деревьями и украшенный бронзовыми скульптурами "Точильщик" и прелестной "Присевшей Венерой". От Северного партера лестница ведет к круглым бассейнам "Корона" и "Сирены" и к совершенно сказочному по замыслу и красоте исполнения фонтану "Пирамида".

Фонтан "Пирамида" придумал Ш. Лебрен, а исполнил его Ф. Жирардон. Свинцовые с позолотой тритоны, дельфины и омары, выпускающие десятки водяных струй, несут на себе поставленные один на другой и уменьшающиеся в размерах бассейны.

Знаменитую "Аллею Воды", которую называют еще "Театром Воды", сконструировал Ж. Ардуэн-Мансар. Ее окаймляют четырнадцать маленьких круглой формы беломраморных водоемов, ступенями следующих друг за другом. Их украшают бронзовые фигурки детей, поддерживающих наполненную фруктами и цветами чашу. "Аллея Воды" приводит к самому высокому фонтану версальского парка - "Дракону", центральная струя которого бьет вверх на 47 метров.Неподалеку от "Дракона" сверкает своей зеркальной гладью фонтан "Нептун". Это сооружение своего рода историческое, так как возводилось оно целых 60 лет. Фонтан "Нептун" представляет собой грандиозный амфитеатр, по склонам которого расставлены 22 декоративные свинцовые вазы. Центральная скульптурная группа - Нептун и Амфитрита - расположилась у подножия фонтана.

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец... колебателя земли Посейдона (Нептуна). Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь вещего морского старца Нерея, которую похитил Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксос.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 6:51 pm    Post subject: Reply with quote

http://build.rin.ru/cgi-bin/arch/arch_sub_sel.pl?id=192&id_razd=8&id_elem=31&page=4
Quote:
4
Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атланта, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин, в благодарность за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий.

Рядом с Посейдоном и Амфитритой расположился "Океан", а завершает весь ансамбль скульптурная группа "Амуры, сопровождающие морского дракона". Вся композиция фонтана "Нептун" - с сотней играющих на солнце и переливающихся радужными красками струй - является одной из самых прекрасных в версальском парке.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
Curator



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 780

PostPosted: Sun Aug 19, 2007 8:38 pm    Post subject: Reply with quote

Про Тюильри здесь http://gordin.us/forum/viewtopic.php?t=4393
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Curator



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 780

PostPosted: Sun Aug 19, 2007 8:43 pm    Post subject: Reply with quote

Во-ле-Виконт здесь http://gordin.us/forum/viewtopic.php?t=4394
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic     Forum Index -> Европа All times are GMT + 3 Hours
Page 1 of 1

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group