GordenGarden
Israel FAQ  FAQ  <b>Register | Регистрация | הרשם</b>  Register | Регистрация | הרשם 
Translate
     
     
VIP code Profile  Profile  Log in  Log in 
Memberlist  Memberlist  Log in to check your PM  Log in to check your PM  Search  Search: Forum, Google, CalFlora, ASGAP 

Почвы. Лесс.

 
Post new topic   Reply to topic     Forum Index -> Ботаника | בוטניקה
View previous topic :: View next topic  
Author Message
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 7:51 am    Post subject: Почвы. Лесс. Reply with quote

Наверное пришло время поговорить о почвах в Израиле.

Начну с лесса. В обычном понимании почвы, как верхнего плодородного слоя земли, лесс - не почва. Это порода. Она образовалась в результате оседания пыли на скалы. Пыль прилетела с ветрами из Африки. Поэтому у лесса такой желто-коричневый цвет. Потом в результате химических процессов, под воздействием редких осадков и высокой температуры, пыль спрессовалась в породу.

Эти желтые кирпичики и желто-коричневую пудру вместо земли можно видеть в районе Беер Шевы и южнее. Это те места, где весной бывают потопы. Кажется, что пустыня, все иссохло за лето, придет первый дождь и земля наполнится влагой. Ничего подобного. С первым же дождем лесс покрывается каменной коркой и вода течет по новообразованным руслам, затапливает низины и не просачивается сквозь землю.



Last edited by EllenGorden on Thu Jun 23, 2005 8:10 am; edited 1 time in total
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 8:04 am    Post subject: Reply with quote


На этой карте видно сколько грамм пыли в год оседает на метр поверхности в разных районах Израиля. В районе Беер Шевы это 210 грамм. Линии 150-210 это и есть места образования лесса. Ветры, которые дуют из Африки в нашу сторону, несут с собой много песка и пыли. Частички большие по весу, оседают раньше, это пескок. Пыль летит дальше. За год такой пыли у нас оседают миллионы тон. И так из года в год. В результате имеем лесс.
Если бы климат у нас был чуть-чуть другим, более влажным, чтобы химические процесс в лессе происходили более активно, чтобы на лессе росло больше растений и образовывалось больше органики, то почва, которая бы появилась там в результате - стала бы очень плодородной. Лесс очень богатая минералами порода. Ее мелко-песчанная структура хорошая основа для образования текстуры почвы. Поэтому все разговоры о преобразовании пустыни в цветущий сад имеют под собой реальную основу. Это лесс.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 8:12 am    Post subject: Reply with quote

http://a376.geol.msu.ru/db/msg.html?mid=1158503&uri=page1.htm

В научную литературу термин "лёсс" впервые был введен в 1823 году К. Леонардом и с этого времени началась дискуссия по поводу его происхождения и природы специфических свойств и, прежде всего, просадочности. Первоначально под лёссом понимали любые породы, в которых более или менее выражены "лёссовые" признаки, такие как светло-палевый цвет, пылеватый состав, наличие макропор. Некоторые ученые, например, В.А. Обручев (1948), И.И. Трофимов (1950) и другие связывали термин "лёсс" с генезисом породы. Они относили к лёссу только те породы со специфическим "лёссовым" обликом, которые имели эоловое происхождение, то есть были накоплены в результате переноса мелких минеральных частиц ветром. Другие похожие на лёссы породы, но с иным происхождением, они относили к лёссовидным. Многие исследователи (Н.Я. Денисов, 1953; Г.А. Мавлянов, 1958; С.С. Морозов, 1951; А.П. Павлов, 1899) понимали под лёссом породу, имеющую совокупность определенных литологических признаков (светло-палевый цвет, пылеватый состав, макропористость, отсутствие слоистости, наличие большого количества карбонатов) вне зависимости от ее происхождения. Некоторые авторы, например, Г.А. Мавлянов (1958), Е.М. Сергеев (1976) и другие считали, что основным диагностическим признаком лёсса является его просадочность. В некоторых случаях просадочные деформации в лёссовых породах могут достигать нескольких метров и приводить к катастрофическим последствиям.
Разрушение дорожного полотна шоссе, проложенного на лёссовых породах (фото)


Рис. 2. Разрушение дорожного полотна шоссе, проложенного на лёссовых породах около г. Ашхабад.

На рис. 2 показан один из типичных примеров подобного поведения лёссовых пород, залегающих в основании дорожного полотна шоссе, проложенного около г. Ашхабада в Туркмении. После увлажнения этих пород водами селевого потока произошло резкое снижение их прочности и последующее уплотнение (просадка) под действием собственного веса. Все это привело к полному разрушению участка дороги.
В настоящее время к лёссам относится однородная, неслоистая, сильно пылеватая (содержание фракций 0,005 - 0,05 мм более 50%), пористая (пористость более 42%), часто имеющая макропоры маловлажная порода, проявляющая просадку при замачивании ("Лёссовые породы СССР", 1986). Лёсс подразделяется на просадочный, при природном давлении, и проявляющий просадочность при дополнительных нагрузках. Лёссовые породы, для которых не характерны перечисленные признаки, следует отнести к лёссовидным.
Как следует из всего сказанного, до сих пор нет единой точки зрения на точное определение термина "лёсс", или "лёссовые породы". Тем не менее широкое распространение, специфичность свойств и многочисленность проблем, связанных со строительством на этих породах заставляет исследователей продолжать работу над этим вопросом. В данной статье автор попытался рассмотреть проблему лёссов в основном с инженерно-геологических позиций, упор делается на объяснение читателям природы одного из основных специфических свойств лёссов - их просадочности.


Рис. 1. Обнажение лёссовых пород на территории Китая в провинции Юньнань, образующих вертикальные стенки и отдельные останцы, напоминающие стволы деревьев.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 8:13 am    Post subject: Reply with quote

http://www.fonetix.ru/mater/dictionary/descript.php?id=7745
ЛЁСС

"[нем. Loss] – желтозем – пористая, тонкозернистая, обычно неслоистая рыхлая горная порода желтого цвета, состоящая из мельчайших частиц глины и углекислого кальция с различными примесями (гидрат окиси железа, слюды и др.); на лессе формируются плодородные почвы."
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 8:15 am    Post subject: Reply with quote

http://web.ru/db/msg.html?mid=1158503&uri=page2.htm
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛЁССОВ

Лёссовые породы встречаются на всех континентах, но наиболее широко они распространены в Европе, Азии и Америке. По подсчетам К. Кейльгака, при средней мощности лёсса 10 м общая площадь, занятая лёссовыми породами на земном шаре, составляет 19 млн. км2. Северная граница распространения лёссов опускается в Европе до 60њ с. ш., в Азии она проходит гораздо севернее, а южная граница достигает 28њ с. ш. В тропических и субтропических областях лёссы не встречаются.

На территории стран СНГ площадь, покрытая лёссовыми породами, составляет около 34% континентальной части СНГ. Лёссы лежат сплошным покровом на большей части Украины (до 80%) и юге европейской части России. Большие площади покрыты лёссовыми породами в Средней Азии, Казахстане, Восточной, Южной и Западной Сибири. Довольно часто они встречаются в Белоруссии, Поволжье, Якутии и других районах. На рис. 3 показана карта распространения лёссовых пород на территории СНГ, составленная В.С. Быковой и С.А. Пастушковой ("Лёссовые породы СССР", 1986).
Лёссы - это молодые отложения четвертичной системы, возникшие в недавнее геологическое время (не более 1,5 млн. лет тому назад), а в определенных физико-географических условиях они могут образовываться прямо на глазах человека, например, в результате пыльных бурь. По условиям залегания лёссы повсеместно располагаются в виде покровов (то есть не перекрыты другими отложениями). Мощности лёссовых пород колеблются от нескольких сантиметров до десятков и даже сотен метров. В северных районах, где лёссовые отложения развиты лишь на отдельных участках, их мощность составляет 5 - 10 м, а в районах сплошного распространения (на юге Украины, Северном Кавказе) она повышается до 30 - 50 м и более. Самые мощные разрезы лёссовых пород (до 100 - 200 м) обнаружены в межгорных впадинах на территории Средней Азии.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЁССОВ

Более чем за вековую историю изучения лёссов было предложено не менее двадцати различных гипотез их происхождения. Обобщение этих данных позволило объединить все гипотезы в несколько групп, объясняющих возникновение лёссов эоловым (ветровым) и водным путем.
Эоловая гипотеза. Ее основателем является Ф. Рихтгоффен (1877). Относя лёссы к эоловым отложениям, он не считал ветер единственным фактором образования лёссовых пород. После детального изучения лёссов Китая Ф. Рихтгоффен пришел к выводу, что лёссовый (пылеватый) материал переносился и откладывался в бессточных впадинах ветром и дождевой водой и удерживался там степной растительностью. Эоловая гипотеза нашла много последователей среди ученых России и других стран, которые развили и дополнили ее. Так, В.А. Обручев (1904) объяснял формирование сплошного лёссового покрова на высоких элементах рельефа за счет пыли, принесенной из отдаленных районов (экзотическая пыль). По мнению П.А. Тутковского (1899), ветры развевали ледниковые отложения и уносили пыль далеко от ледникового покрова, где она и образовывала лёсс. Американские ученые Ф. Леверетт (1899), Т. Чемберлин и др. (1909) основное значение придавали образованию пылеватых толщ за счет развевания речных и водно-ледниковых отложений близлежащих долин. Многие известные отечественные и зарубежные ученые, например, А.И. Москвитин, И.И. Трофимов, Н.И. Кригер были и до настоящего времени остаются горячими сторонниками эоловой гипотезы. Это связано с тем, что данная гипотеза хорошо объясняет покровное залегание лёссов на больших площадях и подкрепляется фактами быстрого накопления в засушливых областях довольно мощных слоев пылеватых осадков после прохождения сильных пыльных бурь.
Гипотезы водного происхождения. Среди сторонников, рассматривающих лёсс как породу, сформировавшуюся в водной среде, следует отметить выдающихся ученых П.А. Кропоткина (1876), В.В. Докучаева (1892), А.П. Павлова (1898), Ю.А. Скворцова (1948), Н.И. Толстихина (1928). По мнению этих исследователей, образование толщи пылеватых осадков происходило в результате смыва и последующего переотложения склоновых пород, переноса и накопления минерального материала в речных долинах и озерах, а также переноса и накопления лёссовых отложений водно-ледниковыми потоками. Существовала также точка зрения, что лёсс - это принесенная пыль, но переотложенная водными потоками. Все эти гипотезы рассматривают лишь процесс накопления пылеватых отложений, но не отвечают на главный вопрос: как пылеватый осадок превращается в лёсс с характерным набором признаков и свойств.
Почвенно-элювиальные гипотезы. В соответствии с этими гипотезами пылеватые отложения могут накапливаться любым путем, а их превращение в лёсс со всеми специфическими признаками этой породы происходит в результате почвообразования и выветривания. К сторонникам этой гипотезы следует отнести Л.С. Берга (1916), Н.М. Симбирцева (1900), Б.Б. Полынова (1934), И.П. Герасимова (1939). При рассмотрении данных гипотез, к сожалению, приходится констатировать, что они могут объяснить происхождения лишь отдельных лёссовых толщ.
# Обобщение и анализ существующих в настоящее время гипотез происхождения лёссов позволяет сказать, что процесс формирования лёссовых пород состоит из двух этапов: накопление минерального пылеватого осадка, которое может происходить различными путями,
# превращение накопленного осадка в типичный лёсс, то есть в просадочную породу.

Безусловно, второй этап, характеризующийся появлением уникального явления - просадочности лёссов, имеет важнейшее значение. Ведь именно просадочность делает лёссы теми загадочными породами, над которыми уже более ста лет бьются ученые.

ПРИРОДА ПРОСАДОЧНОСТИ ЛЁССОВЫХ ПОРОД

До сих пор нет единого мнения о природе просадочности лёссовых пород. Различные исследователи выдвигали достаточно много предположений и гипотез по поводу возникновения этого специфического и неотъемлемого свойства лёссов. Анализ существующих мнений показывает, что все гипотезы, объясняющие просадочность лёссовых пород, можно разделить на две группы.
I. В первой группе просадочность лёссов рассматривается как их первичное свойство, то есть когда просадочность формируется непосредственно в ходе накопления и начальной стадии преобразования минерального пылеватого осадка. Одну из причин возникновения просадочности Н.Я. Денисов (1953) видел в формировании недоуплотненных лёссовых толщ вследствие захоронения рыхлой, сцементированной легкорастворимыми веществами, массы пылеватых частиц под постепенно накапливаемыми слоями вышележащих пород. Слабыми местами этой гипотезы было то, что она не могла объяснить сохранение просадочных свойств в течение длительного времени, не давала объяснений фактам увеличения просадочности под горизонтами погребенных почв и скачкообразному изменению просадочности лёссовых пород по разрезу каждого накопленного слоя.
II. Гипотезы второй группы характеризуют просадочность как новообразованное свойство породы, то есть когда просадочность приобретается после накопления пылеватого осадка. Наибольшее распространение здесь получила гипотеза мерзлотного выветривания. По мнению Е.М. Сергеева и А.В. Минервина (1960), формирование просадочности происходит в результате циклического сезонного промерзания-оттаивания исходных пылеватых пород и удаления из них льда посредством сублимации (испарения льда минуя жидкое состояние). В ходе промерзания поровая вода превращается в лед, разуплотняет породу и способствует дроблению более крупных песчаных зерен до размера пылеватых частиц. Данная гипотеза формирования просадочности подтверждается лабораторным и натурным моделированием. Она хорошо объясняет распространение и характер залегания лёссов в пространстве и разрезе, скачкообразное изменение просадочности лёссовых пород по разрезу, увеличение просадочности под горизонтами погребенных почв, появление просадочности в условиях сурового климата плейстоценовой эпохи развития Земли (приблизительно от 10 до 800 тысяч лет тому назад) - периода времени, когда наблюдалось наиболее интенсивное накопление лёссовых толщ.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
EllenGorden



Joined: 06 Oct 2003
Posts: 12806
Location: US, California, Pleasanton

PostPosted: Thu Jun 23, 2005 8:19 am    Post subject: Reply with quote

http://www.povestka.ru/default.asp?id=culture&idp=48
Голый лесс

Вот представилась возможность поехать с группой соотечественников в любой район Китая, и я без раздумий выбрал южную часть провинции Шаньси: восточную часть Лессового плато, обвиваемую Желтой рекой. Место самое что ни на есть глубинное, застойное, напоенное "ароматом древности", далекое от сверкающих витрин "нового Китая". Китайских интеллигентов оно повергает в безысходную грусть (имею в виду нашумевший в конце 80-х телесериал "Скорбь реки"). А я хотел проверить свои давние впечатления: действительно ли открывается там самая глубокая и веская, многими веками выпестованная правда китайского сердца? Узнать это просто: правда и в Китае правдива тем, что с благородной суровостью ставит на каждую частную жизнь печать вечности.

Лесс - почва легкая и рыхлая, его можно копать голыми руками. Но содержащаяся в нем влага, испаряясь, образует на поверхности этой светло-желтой земли темную корку, которая не дает рассыпаться даже вертикальному склону. В результате склоны лессовых холмов сбегают вниз каскадами аккуратных уступов, то и дело обрывающихся отвесными обрывами. Здесь, в отличие от плоских равнин Востока или изогнутых, кудрявящихся кустарниками гор Юга, царствует вертикальная, словно по линейке вычерченная линия. Здесь земля в своих, как ей положено согласно китайской космологии, квадратных очертаниях словно встает на дыбы и возносит себя ввысь, преодолевая силу собственного притяжения.

Таков же и человек - существо прямоходящее и стремящееся ввысь силой духовного порыва. "Прямой человек - благородный муж", - говорят в Китае. Вертикальный ландшафт лессовой земли есть самый точный образ человеческой души с ее потребностью идти к небу, но и с ее чувством недосягаемой глубины, пугающей бездны внутри себя. И люди, здесь живущие, словно срослись с окружающим пейзажем: землисто-желтые, обветренные, грубые лица, заскорузлые от холодов и работы в земле руки, угловатые в старомодных маодзэдуновках и толстых ватниках телесные формы, неуклюжая, приземистая походка. Люди лесса, лесс-люди. Недаром к деревенскому быту и вообще всему деревенскому в Китае прилагается эпитет "земляное". На каждой деревенской улице в специальной нише за красными шторками восседает божок по прозвищу Земляной Господин - покровитель вверенной ему территории. Дерево и камень почти недоступны, и люди повсеместно окружают себя стенами и заборами из кирпича-сырца, а многие и сегодня (прежде - большинство) не прочь слиться с землей еще при жизни: роют себе в отвесных лессовых склонах пещеры и живут там, словно заживо погребенные анахореты, с земляным полом и ложем, нишами для сидения в стене и даже земляным столом. Земля для них, как и на Руси, - специально расспрашивал об этом - тоже мать и материнская утроба, которая все рождает и все в себя вбирает. Правда, в отличие от русских, китайцы относятся к Матери-земле без экзальтации, а, скорее, деловито-трезво, как подобает хозяину. Китайский крестьянин, конечно, поклоняется множеству "земляных" богов, но не столько боготворит землю, сколько соработничает с ней.

В этой субстанциальном единении человека и земли на уровне самой вещественности тела есть что-то неподражаемо китайское. Недаром китайские художники любили изображать святых людей с помощью живописной техники, предназначавшейся для пейзажных картин (впрочем, сам термин "святой" или "блаженный" в китайском языке представляет собой сочетание знаков "человек" и "гора"). А сегодня в местах скопления туристов местный умелец быстро нарисует вам пальцем пейзажик в традиционном вкусе, преобразив шероховатости человеческой кожи в фактуру скальной породы. Китайцы разглядывают такие картинки с неподдельным умилением, но меня они почему-то оставляют равнодушным.

Как бы там ни было, голая земля - это серьезно. Один старинный китайский писатель заметил, что весеннее цветение природы слишком волнует дух и только с приходом осени, когда деревья сбрасывают листву и скалы обнажают себя, правда вещей проступает воочию. Лессовый пейзаж, почти лишенный растительности и красок, предъявляет голую правду жизни, впитавшейся в земные недра, но лишенной земной тяжести, изумительно одухотворенной. Ибо фантастичнее всего как раз то, что воплощает предел естества и простоты. Человеческое скрытно продолжается в нерукотворно-небесном, небесное хранимо человеческим. Как гласит старинная китайская поговорка, "когда осуществляется путь человека, путь неба осуществится сам собой".

Пейзаж лессового плато поражает этой непроизвольной, даже немыслимой слитностью природного и рукотворного. Каскады лессовых холмов кажутся заботливо выстроенными террасами полей, да сплошь и рядом таковыми и оказываются. В их подозрительно ровных уступах то и дело мерещатся развалины древних крепостей. Кое-где прямо к отвесным стенам пропастей прилепились маленькие храмы с красными колоннами и зеленой крышей - самое подходящее жилище для святого отшельника, человека-горы. Посреди крестьянских полей виднеются какие-то башенки прямоугольной формы - не то естественные столбы из лесса, не то остатки крепостных стен. Местные жители не сдирают эти прыщи земли, боясь навредить своей кормилице. Иной раз прямо посреди поля и вправду увидишь древние ворота, и крестьянин, там работающий, ходит сквозь них, как аквариумная рыбка проплывает через свой подводный грот. Вместо противостояния природы и культуры, столь ярко запечатлевшегося в европейской эстетике руин, китайское мировосприятие утверждает преемственность того и другого в нескончаемом потоке преображенной воображением, фантастически реальной действительности, или, если угодно, достоверной фантастики. Это жизнь как сон пробуждения. Тут кроется все оправдание искусства и творчества в китайском понимании: подлинная жизнь, т.е. жизнь, наполненная сознанием и сознательно прожитая, не может не быть феерически прекрасной помимо и вне всякого украшательства. Для сравнения замечу, что в соседней Японии эту формулу перевернули: там, наоборот, жизнь стараются сделать продолжением искусства, всячески ее эстетизируя. Ну, а в Европе с ее платоническим дуализмом горнего и дольнего жизнь и искусство существуют параллельно. И даже современное, по природе своей авангардистское, искусство, демонстративно разрушая границу между искусством и жизнью, тем самым лишь подтверждает ее незыблемость.

Природа сделала все возможное, чтобы подтвердить правоту главного китайского откровения - откровения вечнопреемственности жизни. Вокруг совсем нет ярких, свежих цветов: блеклая, как будто выцветшая почва и белесые, словно старое вытертое одеяло, небеса; такое же бесцветно-белесое солнце, которое на рассвете и на закате становится пунцово-красным, как медная сковородка. В воздухе плавает пыльная дымка, туманящая взор и скрадывающая расстояние. Один к одному как на старых китайских пейзажах: мир настолько же видимый, насколько и невидимый, тающий в собственной глубине, изумляющий перепадами высот, где, впрочем, верх и низ отражаются друг в друге и друг друга нивелируют. Это мир как всеобъятная сфера, "мать всех форм", постигаемая равно вовне и внутри созерцающего. Этот мир учит прозревать незримое и воспитывает смирение всевидения: способность жить в мире с миром.

Что же такое вечнопреемственность этого всеобъятно-пустотного "одного тела" мироздания? Древние китайцы уподобляют его животворной пустоте материнской утробы, из которой выходят все вещи. Но оставим метафизику и обратимся для примера к одному из главных культурных памятников Шаньси - так называемому Цзиньскому святилищу, расположенному неподалеку от главного города провинции Тайюаня. Изначально это был родовой храм царства Цзинь, существовавшего здесь с IX по IV вв. до н.э., т.е. в некотором роде олицетворение родового тела местной династии. Но за свою без малого трехтысячелетнюю историю древнее святилище утратило свой первоначальный смысл и превратилось в пестрый комплекс культовых, мемориальных и просто увеселительных построек с множеством самых разных, порой курьезных достопримечательностей. Вот изящный павильон "Зал подношений", построенный в XII веке без единого гвоздя и скобы: настоящая древняя работа - крепкая, лаконичная, вдохновенная. Вот "неиссякающий источник", извергающий чистую горную воду в тихий пруд, над которым тысячу лет назад был воздвигнут уникальный крестообразный мост – его называли "летящим", потому что он напоминал раскинувшую крылья птицу. Вот ровесник святилища - могучий кипарис со скрученным стволом, тяжелыми длинными ветвями на подпоркахподпорках, многочисленными наростами и дуплами. Китайцы питают страсть к таким "древним деревьям", в которых за время их долгой жизни скопились и настоялись чистейшие энергии мировых стихий. Одно из углублений на стволе патриарха, очень похожее на глаз, отполировано прикосновениями многих тысяч посетителей, желавших себе ясности зрения. С другой стороны ствола столь же гладко отполированы выступы, напоминающие мужские гениталии. Рядом стоит железная статуя воина семисотлетней давности. Ее живот тоже отполирован руками тех, кто хотел перенять его силу и боевой статуя уродливого карлика, отлитая в начале ХХ в., демонстрирует упадок техники и эстетического вкуса в Китае за последние столетия. Фокусом всего святилища является "Зал Совершенномудрой Матери", построенный в начале XI в. и посвященный родительнице основоположника цзиньского царства. Зал держится на шести деревянных колоннах, обвитых непривычно тощими драконами - все-таки он посвящен женщине, и чрезмерные почести здесь неуместны. В истории за этой женщиной не числится иных достоинств кроме того, что она родила гениального ребенка с царскими знаками на руке. Но для народа она оказалась более подходящим или, вернее, более доступным объектом поклонения, подобно тому, как на Руси больше молятся Богородице, чем Христу. Святую матерь, чей зал воздвигнут над "неиссякающим источником", молили о даровании воды. А напротив храма Совершенномудрой Матери, как требовал обычай, воздвигнута сцена для театральных представлений. Она имеет квадратную форму с помещением для актеров посередине и галереей со всех четырех сторон. В ранних сценах Китая даже не существовало разделения между сценической площадкой и задником, а представление могло идти сразу на трех ее сторонах, причем порой одновременно игрались разные действия. Вот такова природа китайского взгляда: он подвижен, обращен вовнутрь и как бы расфокусирован - потому что обладает внутренней полнотой и вмещает бесконечное разнообразие мира.

Сцена носит подобающее название: "Терраса Водного Зеркала". Эта надпись отсылает к древнему изречению: "В чистой воде и светлом зеркале отразится всякий образ". Театр, стало быть, - зеркало жизни. Еще один из великого множества трюизмов, на которых стоит вековая мудрость Китая. Но этот трюизм не был бы частицей мудрости, если бы не таил в себе второе дно. Зерцало мудрости, учили китайские патриархи, обращено вовнутрь, и поэтому оно темное. Театральная игра, которая в Китае была непременной частью храмовых праздников и предназначалась богам, открывает в знакомом мире какую-то невидимую глубину: делая возможным "остранение" действительности, она внушает мысль о неуловимом для физического зрения, но лишь божественной ясностью духа постигаемом зазоре между пространством самосознающего знания и внешним миром. Она подсказывает, что все видимое нами проявляется на самом деле в пустой, но вечно текучей, как вода, зеркальности, каковая есть бездонное самоподобие просветленного сердца. В понятом так театральном действе претворяется, как сказал бы Мерло-Понти, "символическая матрица" опыта - беспредметная правда телесного присутствия, предвосхищающего мир вещей. Это действо выявляет все формы, но в его свете все явленное опознается как "след", "тень", "печать" просветленного духа.

Святое место - бездонный колодец времени, зияющий в каждом мгновении. Оно делает доступными наидревнейшую древность и баснословные богатства духа. Ибо, повторюсь еще раз, нет ничего фантастичнее простейшей правды жизни. И не этот ли колодец времени являет воочию вертикальный пейзаж лессовых холмов, как бы обнажающий доисторические, небесные истоки человечества? Что, конечно, не мешает небесной истине рядиться в одежды истории. Не бывает святого места без тянущегося за ним шлейфа исторической памяти. Одним из первых красоту этого места оценил могущественный властитель Танской империи Ли Шиминь, который устраивал здесь шумные банкеты, чтобы "отблагодарить богов за милость" (у царей особые отношения с богами). Позднее святилище посещали знаменитые поэты, а в XVII в. здесь несколько лет прожил в уединении замечательный художник Фу Шань, местный уроженец. В одном из павильонов музея теперь выставлены его каллиграфические работы. Мое внимание привлекает смелый девиз одной из надписей: "Печать сердца Будды"...

Если на Цзиньском святилище лежит печать некоего родового тела лессовых людей, то что такое это тело? Его планировка как будто лишена регулярности, почти хаотична. Здесь царит единичность события, неповторимость момента, внушающие радость открытия новых и неожиданных свойств жизни. Но ведь и наше собственное тело дается нам в хаосе разрозненных ощущений, а родословная семьи творится уникальными личностями и как бы игрой случая. Родовое тело есть пространство рассеивания форм, хаос единичностей, в котором опознается правда неисчерпаемой конкретности существования. Оно есть абсолютное место, некий китайский Dasein: нелокализованная конкретность, момент полной открытости и самовозрастания духа, в котором пустота просветленно-зеркального сознания сходится с пустотой самоотсутствия бытия еще до появления мира. Есть "чудесные" соответствия, которые существуют прежде соотносимых вещей. Есть правда, которая не требует доказательств. Пребывая в этой у-местности живой жизни, мы не столько находим истину, сколько ходим по ней, не столько нападаем на истинное слово, сколько падаем на него. И постигаем секрет жизненности китайской традиции. Ибо все зримое и переживаемое пройдет, но никогда не пройдет самое открытие видения.
Конкретность духовного озарения дается в виде того или иного типа как носителя вечно живого качества существования. В Зале Совершенномудрой Матери с начала XI в. стоят деревянные статуи 42 слуг и прислужниц хозяйки зала, и каждая из них, сохраняя несомненную индивидуальность, олицетворяет собою определенный тип душевного состояния. Грациозно-непринужденные позы, прелестные в их девической застенчивости лица. Но больше всех прославилась та из них, чье лицо кажется то плачущим, то смеющимся в зависимости от того, с какой стороны мы смотрим на него (прием "всевидения", уже знакомый по устройству театральной сцены и вообще распространенный в китайской скульптуре). Истинная сущность типа - это предел вещи, мгновение метаморфозы. В буддийском храме неподалеку есть зал, где стоят статуи всех 500 буддийских святых, и ни одна из них не похожа на другую. И здесь, как в Зале Святой Матери, персонажи изображены в динамичных, часто скрученных, как древний кипарис, позах, так что они смотрят в сторону или даже назад. Их располагают парами или группами, обычно по контрасту или в иерархическом порядке, что не мешает им находиться в живом, я бы сказал, сердечно-безмолвном общении между собой: толстяку противостоит худой аскет, немому - красноречивый проповедник, блюстителю дисциплины - весельчак; есть среди этого сонма святых и дети, напоминающие о святости детской невинности. Здесь святость нисходит в мир, становясь силой человеческого чувства и радостью свободного единения сердец в безыскуснейшем переживании жизни.

Требуется немалое духовное усилие для того, чтобы удержать во внутреннем видении всеединство "одного тела" человечества, чтобы охватить взором безбрежное марево бытия, в котором жизнь уже неотличима от смерти. Такую способность в Китае приписывали "подлинному чувству".

У Поля Клоделя есть необычная трагедия "Отдых Седьмого дня", написанная по китайским мотивам. Ее сюжет таков: однажды земля стала исторгать обратно в мир живых своих усопших, и император, "облеченный в крест тела своего", спускается в преисподнюю, чтобы узнать, чем он прогневал владыку подземного мира. Пройдя все круги ада, он достигает искупления - точки абсолютного равновесия, где недвижно и вечно стоят друг против друга Бог и Дьявол. Император возвращается к людям с лицом, "покрытым, как головня, собственным пеплом". Его рот корчится безмолвно, возвещая людям истину, которая не вмещается в слова.

Мне все кажется, что пеплом на челе мудрого владыки были эта белесая земля и белесое небо древней лессовой страны.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail Visit poster's website
clibin009



Joined: 22 Mar 2016
Posts: 773

PostPosted: Tue May 22, 2018 6:31 am    Post subject: chenlili Reply with quote

ralph lauren outlet
michael kors outlet
kate spade outlet
ralph lauren sale clearance
michael kors handbags
coach outlet online
cheap nfl jerseys
fred perry polo shirts
christian louboutin outlet
moncler outlet
kate spade outlet
hermes belts
michael kors outlet
oakley sunglasses
michael kors outlet
ed hardy
canada goose outlet
christian louboutin outlet
canada goose jackets
pandora charms
coach factory outlet
nike outlet
ralph lauren polo
michael kors outlet
polo ralph lauren
adidas nmd
coach outlet
coach outlet
pandora outlet
true religion outlet
coach outlet
nfl jerseys
nike outlet
cheap jordans
canada goose jackets
nike outlet
michael kors outlet
polo ralph lauren
michael kors outlet
tory burch outlet
longchamp outlet
coach outlet online
asics running shoes
coach factory outlet
hermes birkin
adidas yeezy shoes
true religion jeans
polo outlet
michael kors outlet
kate spade outlet
kate spade outlet
nfl jerseys
ray ban sunglasses
canada goose outlet
michael kors outlet clearance
polo ralph lauren
michael kors handbags
ugg outlet
nike outlet
supreme uk
coach outlet
michael kors outlet
yeezy boost 350
coach outlet
michael kors outlet
christian louboutin outlet
coach outlet
uggs outlet
ralph lauren shirts
adidas shoes
puma outlet
kate spade outlet
mont blanc pens
moncler outlet
michael kors handbags
coach outlet online
yeezy boost
coach outlet
coach outlet
coach outlet
kate spade outlet
polo ralph lauren
michael kors outlet
nike air max
yeezy boost
fitflops sale clearance
longchamp handbags
lunette ray ban
ultra boost
coach outlet
nfl jerseys
canada goose outlet
cheap nfl jerseys
cheap nfl jerseys
prada outlet
ralph lauren outlet
michael kors outlet
rolex watches
canada goose outlet
lebron james shoes
ralph lauren outlet
cheap nfl jerseys
oakley sunglasses wholesale
michael kors outlet
polo ralph lauren
canada goose outlet
ralph lauren outlet
ugg boots
christian louboutin outlet
coach outlet online
michael kors outlet clearance
vibram fivefingers
fred perry polo
pandora charms
michael kors outlet
polo ralph lauren
fitflops sale clearance
pandora charms
nfl jerseys wholesale
canada goose outlet
coach outlet
converse
mulberry handbags
moncler jackets
christian louboutin
coach outlet
red bottom shoes
ray ban outlet
polo ralph lauren
michael kors outlet
coach outlet
oakley sunglasses
pandora outlet
ugg boots
coach outlet canada
michael kors outlet
coach outlet
pandora outlet
coach outlet store online
ray ban sunglasse
oakley sunglasses
michael kors outlet
coach outlet
coach factory outlet
polo ralph lauren
canada goose outlet
michael kors outlet
nike outlet
pandora outlet
cheap nfl jerseys
uggs canada
pandora jewelry
adidas superstar shoes
coach outlet
ray ban sunglasses
coach outlet
michael kors outlet
canada goose outlet
michael kors handbags
michael kors outlet
cheap jerseys
pandora outlet
polo ralph lauren
mbt shoes
coach outlet
louis vuitton outlet
birkenstock outlet
coach outlet
ralph lauren shirts
prada outlet
coach outlet
pandora charms
superdry clothing
true religion jeans
true religion outlet
canada goose outlet
canada goose jackets
mlb jerseys
michael kors outlet
ray ban sunglasse
coach factory outlet
polo ralph lauren
ferragamo outlet
christian louboutin outlet
nfl jerseys wholesale
polo outlet
oakley sunglasses
mcm outlet
coach outlet
oakley sunglasses wholesale
polo outlet
fitflops sale clearance
michael kors outlet
cheap jordans
kobe bryant shoes
pandora outlet
ugg outlet
christian louboutin outlet
air jordan shoes
pandora outlet
kate spade outlet
michael kors outlet
coach outlet online
canada goose jackets
mcm handbags
coach outlet
rolex watches
true religion jeans
ugg outlet
michael kors outlet
uggs outlet
valentino outlet
adidas yeezy
pandora outlet
air max 90
coach outlet
coach outlet
pandora outlet
nba jersey
pandora charms
michael kors outlet
mulberry handbags
adidas nmd
giuseppe zanotti outlet
gucci outlet
nike kyrie 3
nike shoes outlet
oakley sunglasses
canada goose jackets
pandora jewelry
air max 2017
nike huarache
coach outlet
cheap jordans
nike shoes
mont blanc pens
michael kors outlet
michael kors outlet
canada goose jackets
air jordan 4
pandora outlet
coach outlet
ray ban sunglasses
ray ban sunglasse
polo ralph lauren
christian louboutin outlet
coach outlet
coach outlet
canada goose outlet
coach outlet
cheap nfl jerseys
pandora outlet
pandora outlet
mbt shoes
canada goose outlet
mulberry handbags
polo ralph lauren
ralph lauren outlet
valentino outlet
cheap nfl jerseys
canada goose jackets
michael kors outlet
mont blanc pens
nike trainers
adidas outlet
pandora charms sale clearance
michael kors outlet
ugg outlet
coach outlet
pandora jewelry
supreme outlet
polo ralph lauren
true religion jeans
ray ban sunglasses
nike shoes
michael kors outlet
true religion outlet
nfl jerseys
kate spade outlet
ugg boots
fitflops sale clearance
christian louboutin outlet
canada goose outlet
canada goose outlet
coach outlet
coach factory outlet
michael kors outlet
kate spade outlet
uggs outlet
tory burch outlet
pandora charms
true religion outlet
michael kors outlet
ray ban sunglasse
nfl jerseys
michael kors outlet
nhl jerseys
canada goose outlet
michael kors outlet
coach outlet
tory burch outlet
fred perry outlet
adidas nmd shoes
canada goose outlet
ugg boots
oakley sunglasses wholesale
pandora jewelry
mlb jerseys wholesale
mbt shoes
true religion outlet store
pandora jewelry
uggs canada
canada goose jackets
true religion jeans
pandora charms
mbt shoes
nfl jerseys wholesale
adidas outlet
nfl jerseys wholesale
nfl jerseys wholesale
polo outlet
christian louboutin shoes
adidas yeezy
true religion outlet
ugg outlet
ugg outlet
michael kors outlet
pandora jewelry
louis vuitton
off white clothing
manolo blahnik outlet
mbt shoes
fred perry polo shirts
longchamp outlet
christian louboutin outlet
polo ralph lauren pas cher
polo outlet
pandora charms
pandora charms
pandora jewelry
cheap mlb jerseys
polo shirts
oakley sunglasses
ray ban sunglasses
ugg outlet
coach outlet online
lacoste outlet
polo ralph lauren
pandora charms
oakley sunglasses wholesale
coach outlet
pandora outlet
prada handbags
kate spade outlet
cheap snapbacks
polo ralph lauren
pandora jewelry
ugg boots
pandora charm
michael kors official site
moncler jackets
cheap jordans
kate spade outlet
nike outlet
ralph lauren polo
kate spade outlet
michael kors outlet
clarks shoes
ugg boots
kate spade handbags
nike shoes
michael kors outlet
mont blanc pens
polo outlet
ed hardy clothing
coach outlet
coach factory outlet
tory burch outlet
coach factory outlet
michael kors outlet
michael kors uk
moncler outlet
canada goose outlet
coach outlet
christian louboutin shoes
cheap ray bans sunglasses
ferragamo shoes
cheap oakley sunglasses
polo outlet
canada goose jackets
canada goose outlet
nhl jerseys
ray ban sunglasses
gucci outlet
michael kors handbags
oakley sunglasses
ralph lauren polo shirts
uggs outlet
coach outlet online
ray ban sunglasses
giuseppe zanotti outlet
polo ralph lauren
pandora jewelry outlet
coach outlet
ugg outlet
adidas nmd
coach outlet
coach factory outlet
polo outlet
adidas outlet
mulberry handbags
air jordan retro
air max 90
birkenstock shoes
ralph lauren uk
pandora outlet
louboutin shoes
pandora jewelry
michael kors outlet clearance
chenlili20180522
Back to top
View user's profile Send private message
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic     Forum Index -> Ботаника | בוטניקה All times are GMT + 3 Hours
Page 1 of 1

 
Jump to:  
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group